lytkin_pavel (lytkin_pavel) wrote,
lytkin_pavel
lytkin_pavel

Русский вопрос

4 gerb sssr v fone
Россия… должна подчиниться Европе или… устоять в своей отдельности. Если ответ русских будет в пользу отдельности, то что нам следует делать? Надо крепить себя, меньше думать о благе и больше – о силе.

К. Леонтьев.


Русский вопрос. .. Для нас, русских, эти слова вмещают и все многообразие контактов с иными народами, и, в еще большей степени, обозначают наше собственное русское мироустройство. Тут все: от «что значит быть русским» до «почему на рынке засилье инородцев».

Здесь сразу же надо отвергнуть обвинение в национализме. Национализм это даже не политическое, а скорее психологическое явление, характеризующееся безусловным приписыванием собственной нации превосходства над остальными и стремлением обеспечить свои национальные потребности за счет других народов. Ни чем подобным русские коммунисты никогда не занимались. Мы интернационалисты, то есть для нас все народы Земли уникальны, самоценны и ни один из них не должен жить за счет других, а в многонациональном государстве представителям ни одного народа не должно оказываться предпочтение перед другими, и ни один из них не должен подвергаться преследованиям по национальному признаку.

Однако есть два принципиальных отличия русских от остальных народов России. Одно состоит в их подавляющей многочисленности, имеющей под собой многовековую основу. Второе, являясь, в значительной степени, причиной первого, есть тот заряд духовных ценностей, который собственно и определяет человека, как русского. В силу этих отличий русский народ являлся и является в России государствообразующим, что наложило на него свой особый, неизгладимый отпечаток.

5 CCCP 2.0
Что значит «быть русским»? Уже в самой формулировке вопроса содержится отличие русских от других. Вообще, язык любого народа в своем развитии всегда отражает особенности его носителя. Так и наш, русский, язык. Ведь в нем, если про человека говорят, что он, например, немец или француз, то отвечают на вопрос «кто он?». И только про русского, говоря, что он «русский» (человек), отвечают на вопрос «какой или чей он?». Иными словами, быть русским это больше, чем происхождение, место жительства и язык. Например, мы можем сказать «русский немец» или «русский швед», но не наоборот. Тот есть, даже форма русского языка отражает то, что русский – это носитель определенного мировоззрения, системы понятий и оценок, определяющей место человека в обществе и мире и их неразрывную взаимосвязь и взаимопроникновение.

Это мировоззрение сложилось в ходе исторического процесса формирования, как русского народа, так и русской государственности, ибо одно без другого невозможно. Например, Древняя Киевская Русь еще не была Россией, и люди, ее населявшие, еще не были русскими. В те времена жители разных частей страны не воспринимали друг друга, как один народ. Именно поэтому 800 лет назад рязанцы могли жечь и грабить киевлян, киевляне – новгородцев и наоборот. Спустя 500 лет подобное уже и представить было невозможно.

В чем суть русского мировоззрения? Любой из нас является его носителем, им живет и, вглядевшись в себя, может его определить. Спросите себя – близко ли вам это: все сущее, имеет право на существование; живи сам, и не мешай жить другим; поиск правды, смысла жизни и стремление к справедливости; человек свободен в поступках, и один судья ему – его совесть (а она у каждого своя…). Все в мире взаимосвязано и взаимозависимо, следовательно, человек несет в себе связь со всем миром, а в свободе своей – ответственность за происходящее вокруг. И в том есть граница его свободе, а также основа коллективизма. Прописные истины, да. Но они в нас, и потому мы - русские. Такая система ценностей позволяет нам избегать взаимоисключающие конфликты при взаимодействии с другими народами, во всяком случае, если инициатива такого взаимодействия исходит от нас.

Для сравнения. Человек Запада, совсем иной. Для него мир – это борьба всех со всеми. Никто ничем никому не обязан и отвечает только за себя, за исключением, быть может, семьи и иных узких, замкнутых групп. Лишь закон ограничивает свободу индивида, который иногда объединяется с другими такими же индивидами, но только в пределах достижения личных целей. Практически каждый контакт западного (или, как они себя называют цивилизованного) общества с любым другим сообществом людей неизбежно сводится к агрессивному воздействию Запада на это сообщество. Поскольку оно лежит вне цивилизации, то на него не распространяются законы, и с ним позволительно делать все, что угодно. А угодно, как правило, поживиться в целях борьбы за обогащение. Такова суть гражданского общества Запада. Вы такие? Если да, то вы уже не русские. И вам нет до этого никакого дела.

7B
Сочетание в русском человеке внутренней свободы с ощущением поистине космической взаимосвязи всего со всем приводит к тому, что мы, русские, как народ, не можем сколько-нибудь долго сохранять себя в соприкосновении с агрессивными соседями без наличия у нас жесткой внешней защитной оболочки и прочного каркаса в лице сильного государства. Ирония судьбы: самый свободолюбивый и терпимый народ вынужден стягивать себя стальным обручем централизованной государственной власти, которая, единственно, и может организовать его движение для адекватного ответа вызовам времени, чтобы выжить. И, к сожалению, эта власть в иные кризисные периоды принимает деспотический характер. Но решающим моментом в согласии народа на такую власть являются не ее форма и способы действий, а то, в какой мере она отражает национальные интересы. То есть, для России народовластие – есть действие верховной власти в интересах народа. А форма власти, будь то Православная монархия или Советы, зависит от конкретных исторических условий.

Сохранить себя – это и есть одна из составных частей «русской национальной идеи». Сохранить тот порядок вещей и путь развития русской цивилизации, которые должны быть только нашими и не зависеть ни от чьей иной, кроме русской, воли. Создание мощного, независимого и самодостаточного государства-империи что еще перед лицом постоянного, многовекового давления Запада могли сделать русские, в силу своего мировоззрения неспособные к паразитированию на других народах? И империя была создана путем присоединения и заселения обширных территорий. Причем коренное население этих земель не вытеснялось или уничтожалось русскими, как это имело место на Западе, а включалось в состав империи с сохранением их внутреннего жизненного уклада и вероисповедания, а также с освобождением от ряда государственных повинностей. Например, население Средней Азии было освобождено от призыва в армию, а народы Сибири, практически, были освобождены даже от налогов. Польша и Финляндия в период вхождения в состав империи имели собственные Конституции и Парламенты, чего, конечно же, не было у русского народа. Здесь следует подчеркнуть еще одну особенность русского характера: для создания империи в народе должно было усилиться творческое, созидательное начало и притушиться стремление к личному обогащению. В дальнейшем это не раз сыграет свою роль.

Величие народа определяется величием его свершений. Создание обширной империи с богатой материальной и духовной культурой уже само по себе значимое достижение. Но ведь не сама же по себе империя была целью движения русского народа. Даже необходимости самосохранения мало для идеологического или, если хотите, духовного обоснования такого движения. Вот тут мы подходим ко второй составляющей «русской национальной идеи». Русскому человеку всегда было свойственно некое мессианство, т.е. стремление показать и доказать свою правду. Посмотрите на себя. Разве вам не приходилось спорить, упорно отстаивая свою точку зрения? По бытовым ли, по принципиальным ли вопросам? Порой, до крика, до драки. Было? Было! То же и с народом, во всей его массе. «Русская национальная идея» – показать другим народам и утвердить всеми своими свершениями, всем своим земным бытием истинный, праведный Путь. Долгое время это было Православие, затем Коммунизм. А иначе, ну для чего жить русскому человеку, не ради же безмерного стяжательства или просто благополучного проживания отпущенных судьбой лет? Хотя, конечно, случались кратко и такие периоды в нашей истории. Но великому народу всегда нужна великая цель.

Была Российская империя, был СССР, теперь нечто под названием РФ и СНГ. Мы стали лицом к лицу перед ситуацией, когда русские впервые оказались разделенным и вымирающим народом. Совершенно новая постановка «русского вопроса» - что с нами происходит?

Прочность познается через испытание, и мы его в этот раз не выдержали. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. За всю свою многовековую историю Русь-Россия-СССР многократно бывали в ситуациях, когда приходилось решать задачу «жить или не жить». И мы, как народ, всегда находили решение чтобы «жить». Каждый раз по своему, очень часто через кровавые жертвы и непримиримые противостояния, но – «жить». За столь долгий срок и такое количество испытаний возможные способы решений одной и той же задачи уже накрепко запечатались в народной памяти и сознании. Для сравнения, Запад в большей части своей истории решал задачу «жить или жить лучше». И методы решения ее он выработал совсем иные. В этом состоит одно из коренных отличий Запада от нас, и потому русские никогда не будут жить так, как живет Запад. Ни при каких обстоятельствах. Просто потому, что мы – другие, и страна другая.

В 70-80-х годах прошлого века мы оказались в небывалом дотоле положении. Благодаря титаническим усилиям предыдущих лет СССР достиг уровня благосостояния населения, когда перед нами встала задача «жить или жить лучше». Методов ее решения у нас не было. Как это странно ни звучит: вместе спасаться мы умели, а вместе жить зажиточно – нет. В народе, во всей его массе, сначала незначительно, но потом все сильнее стала проявляться тенденция «каждый сам для себя». Мы все разом перескочили в сравнительно благополучное и безопасное общество. И расслабились. Именно в этот момент к власти в стране пришел человек, который, тоже впервые за всю нашу историю, поставил себе целью разрушение государства. Вспомните: вторая половина 80-х, СССР уже сотрясался кризисами, устроенными Горбачевым, но кто из нас ни думал, не смотря ни на что, «ну не может же СССР развалиться»? И полные этой уверенности мы молчали, контуженные потоками чернухи о нашей недавней истории, изливавшимися из государственных СМИ. А иные из нас уже шли за дудочкой «общечеловеческих ценностей», одурманенные западным образом жизни, в полном непонимании его истоков и содержания. СССР хладнокровно и планомерно убивали, а мы в безмятежном спокойствии за свою жизнь погнались за личным благополучием. Кто же тогда мог предположить, чем все кончится? Вот в этом и дело. Мы не смогли найти верный ответ.

СССР рухнул. Но это еще полбеды. Все мы жили как бы в двух измерениях. Одно – повседневные, личные заботы. Второе – ощущение принадлежности к Великому народу, со стройками века, космосом, атомоходами, со всемировой значимостью свершений, идей и целей. И вот вместе с СССР, как оказалось, в каждом из нас рухнуло это ощущение принадлежности к великому. Именно в этом причина 25-ти летней трагедии народа. Мы не видим цели, ради которой стоит быть великим народом, и постепенно становимся народом маленьким сокращаемся духовно, численно, территориально. Ну, в самом деле, не может же быть «национальной идеей» построение общества, основанного на «общечеловеческих ценностях». Народ, усвоивший эти «общечеловеческие ценности» (и выдуманные-то на Западе исключительно как оружие идеологической войны) и отказавшийся ради них от своих национальных основ жизнеустройства, перестает быть народом. Превращается в пыль из «общечеловеков». А все попытки режима одарить нас «национальной идеей» в виде химеры из смеси Православия и либерализма не могут увенчаться успехом по простой причине: не существует либеральных подвижников Православия. «Нет веры без примера».

Но почему даже в виде «невеликого народа» мы отступаем перед представителями иных народов? В чем причина засилья инородцев на исконно русских территориях в наиболее выгодных нынче областях человеческой деятельности (в том числе и на продуктовых рынках)? В принципе, любой из нас сам может найти ответ, исходя из личного опыта и знаний. Поэтому здесь нет надобности рассматривать все стороны этой проблемы, но две из них – главные, в данном изложении – следует особо выделить.

Мы – таковы, какие есть, и другими не будем. Следовательно, власть в стране должна функционировать так, чтобы это отвечало нашим интересам. Если же мы видим прямо противоположное, то такая власть и такие ее представители нам не нужны. От государственной власти России требуется в первую очередь развивать коллективные, созидательные и творческие формы человеческой деятельности, направленные на жизнеобеспечение народа, а не на личное обогащение отдельных его представителей. То есть те формы, к которым русские имеют наибольшую склонность и способности. Но уж никак не спекулятивные или мелко и крупнособственнические предприятия, где русские, за редкими исключениями, будут уступать представителям других народов в силу национальных особенностей. Безусловно, «все работы хороши» и востребованы в современном обществе, но уж если в России человек занялся частным предпринимательством или рыночной торговлей, то пусть знает свое место и не мнит себя «хозяином жизни». То же самое в максимально жесткой форме должно касаться и «слуг народа». Таковой следует быть внутренней политике государства российского.

Другая сторона проблемы – то, что касается нас самих. Мы все работаем и производим что-либо так, как можем и умеем. И, к сожалению, часто результаты нашего труда, особенно теперь, уступают по качеству импортным товарам. Но одновременно, все мы являемся и покупателями. Соблазн приобрести качественный импорт, даже при наличии дешевого отечественного аналога, весьма велик. Если вы поддались этому соблазну, то «дали жизнь» китайцу, немцу, американцу – производителю купленного вами товара. И «отняли жизнь» у русского. Точно так же, как кто-то другой в России отнимет жизнь у вас, купив импорт вместо результатов вашего труда. Хорошо ли это? Но если бы только это. Покупка импорта связана с продажей за рубеж сырья, а это уже лишение жизни наших детей и внуков, которым этих ресурсов не достанется. Очевидные истины: «купил иномарку – продал Родину». Вам желательно, что бы вокруг были одни китайцы?

А все рыночно-либеральные сказочки о том, что «пусть де в конкурентной борьбе научатся хорошо работать, тогда и будем покупать отечественное» выбросьте в мусор. Без господдержки, на чисто рыночных условиях, в России производить что-либо на уровне лучших мировых аналогов невозможно.

Но какова формулировка русской национальной идеи сегодня? Каждый из нас несет ее в себе, в том или ином, но близком виде. О чем мы думаем, когда смотрим на нашу нынешнюю жизнь и сравниваем ее с той, что была у нас два-три десятка лет назад? Каждый – о своем. И все вместе – о былом величии Державы и ее нацеленности в лучшее будущее. Кто из нас может сказать о РФ, что это великая страна, а будущее ее светло и ясно? В здравом уме, твердой памяти и не перед телекамерой? Вот то-то. Получается, что нам сейчас требуется только одно – восстановление той жизни, которую мы столь опрометчиво не сохранили. Восстановление – это и есть формулировка русской национальной идеи первой половины 21 века.

Дант

Tags: Русский вопрос, национальная идея
Subscribe
promo lytkin_pavel july 27, 2016 21:05 16
Buy for 40 tokens
Какое-то время капитализм на территории СССР ещё просуществует. Не знаю сколько, но едва-ли слишком долго. Но не об этом хотелось бы говорить в предложенном материале, а об экономике СССР, точнее о структуре советского экспорта. На следующий день встанет вопрос – как нам жить? Как…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments